Официальный сайт Партии пенсионеров России

Флаг Партии пенсионеров России

Придумано неплохо

Официальная страница ПФР по РХ

Кормилец местных поселенцев

ПФРФ в Абакане

Моя Хакасия

Макет строящегося музея

Славлю трижды, которое будет

Здравствуйте, я ваша партия! Что впереди расстелется - всё позади останется.

Под ухмылкой алкоголика

 
 
***
Владимир Войнович о поэме «Москва-Петушки», 1989 г
5 февраля 1989 года, Мюнхен. Архив «Радио Свобода». Запись взята из авторской программы Ивана Толстого «Алфавит инакомыслия»
   

***

  Владимир Войнович:

 

Книгу Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» в первую очередь можно сравнить с тем, на что она является пародией. А именно – с радищевским «Путешествием из Петербурга в Москву». В этих книгах есть много общего, а есть и кардинальные различия. Общее то, что оба автора, проехав каждый свое расстояние, увидели всю Россию, и души обоих «уязвлены стали». Но Радищев свою уязвленность выражает прямо, а Ерофеев прячет ее под растерянной ухмылкой заблудшего алкоголика. Разница в том, что у Радищева барин едет и с ужасом наблюдает жизнь народа, а у Ерофеева сам народ едет мимо себя самого и ужас, которым является его жизнь, воспринимает как норму. Барин видит народ, который страдает, но у которого все впереди, а ерофеевский Веничка видит народ веселый, но конченый. У него не только будущего нет, но и прошлое растворилось в алкогольном тумане. Строгий критик скажет, что Ерофеев перегибает палку и сгущает краски. Но сатирик, а Ерофеев в какой-то степени сатирик, должен перегибать палку и сгущать краски, иной раз до черноты. Он имеет право и даже обязан раскрыть бездну, заглянув в которую, «чтобы наша душа уязвлена стала». Ерофеев именно это и делает, и делает так, что мы сначала смеемся до колик, а потом впадаем во мрак. У многих людей, читавших эту уникальную книгу и встречавших автора, есть соблазн отождествить автора с героем. Так обычно бывает с народными писателями. Например, Есенина всегда отождествляли с героями его стихов. А в данном случае этот соблазн еще больше, потому что и автор, и герой, оба – Венички. На самом деле это Венички разные. Веничка-герой это достойный умиления и сожаления падший ангел, а Веничка-автор есть пьющий, но высоко интеллигентный, думающий, чувствующий и ранимый человек, лицо которого плачет под маской. Веничка-автор не только сатирик, но и лирик, и даже романтик. Его так и подмывает сказать что-нибудь такое возвышенное, но как только возвышенная мысль возникает, он тут же сам над ней и посмеется, и сделает вид, что принадлежит она не ему, а герою. Поэма в прозе «Москва – Петушки» – сочинение классическое, его можно бесконечно перечитывать, и не надоедает. Эта поэма живет уже третий десяток лет, и мне кажется, что проживет еще не меньше чем триста, ну а автору поэмы, как редкому творению природы, я желаю прожить хотя бы треть указанного срока.

   

***

 

Сергей Довлатов о поэме «Москва-Петушки», 1989

23 238 просмотров
18 нояб. 2017 г.
   

***

 

Виктор Некрасов о поэме «Москва-Петушки», 1977

4 409
   

***

     

***

 

Сделано в Москве: Москва — Петушки — История создания произведения

14 522 просмотра
26 февр. 2018 г.
***
 
 
Как был записан голос якобы несуществующего Венедикта Ерофеева, за что автору фильма о «Москве-Петушках» дали «Оскара», и как борьба с алкоголизмом не помешала, а только помогла официально опубликовать знаменитую поэму. Команда: автор и ведущий — Владимир Раевский режиссёр постановщик — Стас Федосов редактор — Саша Запоева продюсеры — Анна Скопина, Наталья Лебедева художник по реквизиту — Айвар Якубов режиссёр монтажа — Сергей Юханов
   

***

Последние изменения: 16 мая 2020 07:05

Оставить комментарий

avatar

Радио

Онлайн радио #radiobells_script_hash

Свежие записи

Рубрики сайта