Официальный сайт Партии пенсионеров России

Флаг Партии пенсионеров России

Придумано неплохо

Официальная страница ПФР по РХ

Кормилец местных поселенцев

ПФРФ в Абакане

Моя Хакасия

Макет строящегося музея

Славлю трижды, которое будет

Здравствуйте, я ваша партия! Что впереди расстелется - всё позади останется.

Павел Лунгин смешал все карты

В прокат выходит «Дама пик»

.

17.11.2016

Премьера кино

«Дама пик» Павла Лунгина относится к числу рискованных опытов, затрагивая как индивидуально заточенные элитарные вкусы, так и вульгарные массовые стереотипы. Немалый риск этого эксперимента оказался в итоге оправдан, считает АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

После просмотра я вспоминал, какую бурю саркастического негодования вызвало в СМИ открытие кинофорума в Петербурге. Это было лет пять назад. В Михайловском театре пели дуэтом Анна Нетребко «в истошно-розовом платье в болливудском стиле» и Филипп Киркоров. Вспомнилось об этом потому, что героиня «Дамы пик» в исполнении Ксении Раппопорт прославленная оперная дива София Майер соединяет в себе черты Нетребко и Киркорова, причем весьма органично.

 

Раппопорт уже второй раз в своей карьере играет примадонну оперной сцены, прибывающую в Россию из длительной эмиграции и немного запутывающуюся в родной стране. Вспомнил я и о том, что еще до выхода фильма Лунгина прочел комментарии к этому образу: смысл их сводился к тому, зачем режиссеры предлагают Ксении Раппопорт воплощаться в неординарных творческих личностей, в то время как ее амплуа — изображать «мелких и вредных сучек». Меня не коробила героиня фильма Кирилла Серебренникова «Юрьев день», но то, что Раппопорт сделала в «Даме пик», выглядит еще более точным попаданием. Ведь в так называемых неординарных творческих личностях, а мы знаем их немало, очень часто, если не как правило, пользуясь лексикой известной эпиграммы, «совместились тонко любовь к искусству и комиссионкам».

Для оперных звезд эта дуальность тем более характерна, что опирается на эволюцию, которую претерпела опера: в XIX веке она была вполне демократическим искусством, в XX веке распространилась в широком диапазоне между эстетским клубом и масскультом. Лучано Паваротти своей могучей фигурой замкнул этот диапазон, а первой оперной звездой масскульта стала не кто иная, как божественная Мария Каллас (которая в фильме Лунгина становится ролевой моделью для Софии Майер, ее осовремененной версией).

Жанр «Дамы пик» — гротеск, стилизованный китч, помесь фарса и гиньоля, сатиры и триллера — чрезвычайно условен. В нем без зазрения совести поют чужими (по-настоящему прекрасными) голосами, героиня маниакально возит за собой ящики-гробы, где хранятся манекены, загримированные и одетые в ее сценические костюмы, да и сами герои периодически обретают статичность, когда их от манекенов уже не отличишь. Вся эта выморочная условность погружена в не менее макаберную атмосферу «современной России», где на задворках народного супермаркета притаилось подпольное декадентское казино, а лучшие места в партере оперы занимают этнически акцентированные бандиты, и они же устраивают побоища должников-гладиаторов в русскую рулетку.

На этом фоне, лихо воссозданном оператором Леваном Капанадзе и художником Павлом Пархоменко, выстраивается любовный четырехугольник, отыгрывающий ключевые мотивы «Пиковой дамы» Чайковского. Молодая певица Лиза (Мария Курденевич) влюблена в коллегу по сцене Андрея (Иван Янковский* — *внук Олега Янковского ), тот тоже вроде бы любит ее, но еще больше любит славу и деньги. И то, и другое, и в придачу любовную страсть ему способна подарить София Майер, а зримым символом мира избранных, куда стремится Андрей, становится античной роскоши дворец, хозяин которого (Игорь Миркурбанов) — давний поклонник и спонсор Софии. Приближается авангардистский спектакль в постановке Майер: это самая эмоциональная и впечатляющая часть фильма. Театр в кино редко получается убедительно; тут это удалось, и даже отъявленная театральная «вампука» изображена иронично, но не карикатурно. София, в лохматом седом парике, исполняет партию Графини, Лиза играет как бы саму себя, Андрей правдами и неправдами отвоевывает себе роль Германна, желая не просто повторить судьбу пушкинского героя, а превзойти ее и опровергнуть. Что приводит к результату в равной степени трагическому и комическому: каким еще он может быть в мире, где шелест бумажных купюр звучит слаще, чем «Ave Maria». Мораль «Дамы пик» горька, банальна, но не цинична: искусство требует жертв — либо жизни, либо достоинства, либо, в лучшем случае, таланта.

Производственная история «Дамы пик» тоже не обошлась без жертв. В разработке сценария принимал участие драматург Дэвид Сайдлер («Король говорит!»), в главной роли виделись Шарлотта Рэмплинг или Ума Турман, картина планировалась англоязычной. Вместе с этими планами и международным кастингом оказалась перекрыта судьба фильма на больших фестивалях: он получился российским, а для российского недостаточно радикальным (или социальным), чтобы попасть в яблочко фестивальной конъюнктуры. Зато у него есть шанс прозвучать на публике в своем отечестве. То, о чем мечтала, приступая к постановке «Пиковой дамы», София Майер.

Газета «Коммерсантъ» №213 от 17.11.2016, стр. 11
0 0 голос
Рейтинг статьи

Последние изменения: 17 ноября 2016 13:11

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Радио

Онлайн радио #radiobells_script_hash

Свежие записи

Архивы публикаций

Рубрики сайта

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x