Оскар-2017: На кого ставят букмекеры и какие фильмы нельзя пропускать
Кому достанется главный приз?
28.01.2017
Спустя всего сутки после объявления номинантов на премию «Оскар» букмекеры, кажется, твердо определились со своими фаворитами во всех категориях. Рассказываем, какие фильмы, режиссеры и актеры за какие статуэтки сражаются и кто, если верить аналитикам, победит
Егор Москвитин
_____________________________________
За звание авторов лучшего фильма года в этот раз поборются продюсеры сразу девяти хороших картин. Обычно проницательный сайт GoldDerby, который каждый год объединяет прогнозы критиков, проверенных пользователей и собственных редакторов, почти уверен, что в схватке выиграет мюзикл «Ла-Ла Ленд» — ставки на него принимаются с коэффициентом 2 к 7. На втором месте идет «Лунный свет» с коэффициентом 9/1. В три раза ниже шансы у «Манчестера у моря»: вложив в него 1 доллар, можно выиграть все 28! Позиции остальных шести фильмов заметно слабее: у замыкающего список неовестерна «Любой ценой» показатель и вовсе 100 к 1. Но каждая из картин достойна того, чтобы вы ее посмотрели. Начнем с фаворитов.
«Ла-Ла Ленд»
Режиссер Дэмиен Шазелл
Номинирован 14 раз
Считается фаворитом в десяти категориях: лучший фильм (2/7), лучшая режиссура (2/11), лучшая женская роль (2/5), лучшая операторская работа (1/4), лучший дизайн костюмов (2/5), лучший монтаж (1/5), лучшая работа художника-постановщика (1/5), лучшая музыка к фильму (2/11), лучшая песня (2/7 у песни City of Stars и 11/2 у песни Audition) и лучший звук (1/5)
«Ла-Ла Ленд» — это пьянящий коктейль сладкой ностальгии и горького страха перед будущим. Современные герои в нем переносятся в золотую эпоху Голливуда, когда вера в американскую мечту была тверда, влюбленные могли ничего не бояться, а фильмы про джаз и чечетку правили кинопрокатом. Однако, когда персонажам Райана Гослинга и Эммы Стоун приходится выбирать между собственной цельностью и счастьем другого человека, они принимают решение, невозможное в классическом фильме. Но благодаря их дерзости «Ла-Ла Ленд» и сам станет классикой.
Если верить аналитикам, неудача ждет фильм лишь в категориях «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая мужская роль». Сценарный «Оскар» прочат куда более близкому к американской литературе «Манчестеру у моря» (5/6), но «Ла-Ла Ленд» упрямо висит у него на хвосте (7/5). А вот в актерской номинации все и впрямь предрешено: в мире, где Ди Каприо пришлось ночевать в лошади и драться с медведицей, чтобы выиграть «Оскар», было бы слишком легкомысленно награждать Райана Гослинга за вокал, пианино и танцы. Ставки на его победу принимаются с коэффициентом 14 к 1, тогда как Кейси Аффлек лидирует с показателем 3/10, а сойтись в клинче им не дает вставший посередине Дензел Вашингтон (6/1).
«Лунный свет»
Режиссер Барри Дженкинс
Номинирован 8 раз
Считается фаворитом в двух категориях: лучший актер второго плана (2/13) и лучший адаптированный сценарий (1/10)
«Лунный свет» — картина, структурно похожая на «Отрочество» (перед нами история становления характера, данная в трех временных срезах), но имеющая дело с щепетильной темой: герой здесь — афроамериканец-гомосексуалист. Художественные достоинства картины (а они есть: это пронзительная история об ужасе и благородстве одиночества как стратегии жизни) при таком позиционировании фильма прессой перестают играть роль. Но один раз академики уже сделали выбор между «Отрочеством» и «Бердменом» в пользу виртуозного фильма про Голливуд, то есть про их стихию. Высока вероятность, что и в этот раз они поступят так же и наградят «Ла-Ла Ленд» — хотя бы ради того, чтобы не быть обвиненными в конъюнктуре. Но при этом не станут игнорировать «Лунный свет» полностью и все же утешат наградами за роль второго плана для актера Махершалы Али и за адаптированный сценарий.
«Манчестер у моря»
Режиссер Кеннет Лонерган
Номинирован 6 раз
Считается фаворитом в двух категориях: лучшая мужская роль (3/10) и лучший оригинальный сценарий (5/6)
«Манчестер у моря» — фильм достойный, но лишенный идеологического импульса: он и не совсем про счастье, и не совсем про Америку, и не совсем про вызовы времени. Это такая «Небраска» для молодых: скромная и честная история о том, что американская семья — все равно что машина из восьмидесятых с деревянными панелями на боках. Она все время ломается и щедро расходует топливо, а еще в ней часто заклинивает двери. Но зато в ней приятно петь простые и звонкие песни, а при регулярном техобслуживании она обязательно приедет куда надо.
«Прибытие»
Режиссер Дэни Вильнев
Номинировано 6 раз
Не считается фаворитом ни в одной из категорий
Научно-фантастическое «Прибытие» букмекеры не жалуют: при котировках 10 к 1 на него могут ставить либо безумцы, либо родственники съемочной группы. Этот фильм зашел так далеко (а у него 8 номинаций; столько же — у «Лунного света»; а больше — 14 — лишь у «Ла-Ла Ленда»), кажется, лишь потому, что «Оскару», как и героям картины, очень важно устанавливать контакт и искать общий язык. В данном случае — с относительно массовым и точно неглупым кино со зрелищными спецэффектами. Фантастика пытается воскреснуть, и киноакадемия ей по по мере сил помогает: «Марсианин», «Интерстеллар» и «Гравитация» тоже имели 22 номинации и 8 побед на троих. Семь из них, правда, достались «Гравитации», но что старое вспоминать.
«По соображениям совести»
Режиссер Мэл Гибсон
Номинирован 6 раз
Считается фаворитом в одной категории: лучший звуковой монтаж (4/5)
Серьезное число номинаций «По соображениям совести» удивляет: во-первых, Мел Гибсон долгое время был изгоем в Голливуде из-за пьяного антисемитского высказывания; во-вторых, это очень старомодное кино про войну, которое мало чем отличается от «Спасения рядового Райана». Так что конспирологи могут вовсю строить теории, с чего Гибсону такое везение: может, помогло католическое лобби, а может, Голливуд соскучился по лучшим временам — «Ла-Ла Ленд» вот вообще опирается на мюзиклы середины XX века. Как бы то ни было, режиссер-патриарх в отличной форме; батальные сцены здесь сняты с энергией и злостью, которые нынешним травоядным постановщикам недоступны; простота сюжета только подчеркивает героику происходящего, а актер Эндрю Гарфилд доказывает, что его ждет блистательное будущее. Не верите — сходите не на «По соображениям совести», так на «Молчание» Мартина Скорсезе, которое из-за неудачной маркетинговой кампании осталось со всего одной номинацией — за операторскую работу. Хотя это событие масштаба «Выжившего», не меньше.
«Скрытые фигуры»
Режиссер Теодор Мелфи
Номинированы 3 раза
Не считается фаворитом ни в одной из категорий
«Скрытые фигуры», как и не попавшая в конкурс «Королева Катве», — фильм из категории crowd-pleaser. То есть всеобщий угодник — сладкая сказка, подкрепленная реальным историческим материалом; гимн человеческим уму, сердцу и воле, усиливающий свои позиции за счет того, что речь в этой универсальной истории идет все-таки о представителях меньшинств. А именно о трех чернокожих (раз!) женщинах (два!), которые занимаются наукой (три!) и участвуют в космической программе NASA (четыре!). Кроме того, в фильме есть линия противостояния людей и компьютеров, которые, увы, умеют делать все те же расчеты, не отлучаясь на обед. И именно этот сюжет, а не цвет кожи героинь, делает «Скрытые фигуры» по-настоящему актуальным высказыванием о судьбе человека в XXI веке.
«Лев»
Режиссер Гарт Дэвис
Номинирован 6 раз
Не считается фаворитом ни в одной из категорий
Циники скажут, что «Лев» — это попытка второй раз оседлать ту же волну, что и в «Миллионере из трущоб». Мы вновь видим индийского актера Дева Пателя (впрочем, годы в Голливуде сделали свое дело: из Бэмби он превратился в собственно льва), вновь выслушиваем сентиментальную историю о потере и обретении семьи и вновь задаемся вопросом, есть ли смысл в биографии, не знавшей трагедий. Но если верить киноведу Алексею Юсеву и его книге «Кинополитика», то «Миллионер из трущоб» снискал славу во многом благодаря всеобщей «обамомании», а сейчас в Америке совсем другой президент.
«Ограды»
Режиссер Дензел Вашингтон
Номинирован 4 раза
Считается фаворитом в одной категории: лучшая женская роль второго плана (1/10)
Третий (не считать же сериал «Анатомия страсти») режиссерский проект Дензела Вашингтона обещает быть самым успешным: во-первых, это экранизация пьесы, в которой он же играл; во-вторых, это благородное ретро про 50-е — эпоху невероятного кинематографического шарма; в-третьих, расовый вопрос здесь задается без агрессивных интонаций какого-нибудь «Рождения нации». Вашингтон умеет бороться за свои права: однажды политическая активность привела его к тому, что именно он объявил со сцены первый президентский танец Барака Обамы с супругой. Но как режиссер Вашингтон не противопоставляет себя великой традиции американских фильмов о человеческом стоицизме, а, напротив, закутывается в нее, как в броню. Потому что в истории о том, как бывший спортсмен борется за счастье своей семьи в депрессивные времена, очень сложно не разглядеть то ли отпрыска, то ли предтечу «Рокки». Победит на «Оскаре», впрочем, не сам Вашингтон, а сыгравшая жену его героя Виола Дэвис — она в рейтинге букмекеров опережает и Мишель Уилльямс из «Манчестера у моря», и Наоми Харрис из «Лунного света», и Николь Кидман из «Льва», и Октавию Спенсер из «Скрытых фигур».
«Любой ценой»
Режиссер Дэвид Маккензи
Номинирован 4 раза
Не считается фаворитом ни в одной из категорий
Отчаянный, грустный и неровный, как проселочная дорога, неовестерн о двух братьях, решивших отомстить банкирам-кровопийцам за смерть матери. По следу народных героев идут два техасских рейнджера — белый расист и индеец-полукровка. Картина может показаться неброской (а может — «Небраской»): недаром во всех своих номинациях она плетется в самом конце, оставляя хоть какие-то шансы разве что Джеффу Бриджесу за роль второго плана. Но на самом деле она не тусклая, а деликатная. И все важные детали в ней даются очень ненавязчиво, но стоит их разглядеть, и щемит сердце. К примеру, здесь есть сцена, где герой Криса Пайна будит своего брата — персонажа Бена Фостера. И тот, только что мирно спавший, вскакивает и начинает бешено драться — и зритель понимает, что таким его сделали ужасы тюрьмы. Кстати, интересно, успел ли кто-то из западных журналистов поспекулировать на тему того, что это фильм о реднеках с оружием, внезапно оказавшийся в числе номинантов, обязан своим успехом если не русским хакерам, так Дональду Трампу?
https://snob.ru/selected/entry/119818